Экстренная психологическая помощь
05.12.2023
Цель и задачи экстренной психологической помощи
Под экстренной психологической помощью понимается система краткосрочных мероприятий, направленных на регуляцию актуального психологического, психофизиологического состояния и негативных эмоциональных переживаний человека или группы людей, пострадавших в результате кризисного или чрезвычайного события при помощи профессиональных методов, соответствующих требованиям ситуации. (Федунина Н. Ю., 2006. С. 31).
Основная цель экстренной психологической помощи в условиях чрезвычайных ситуаций — стабилизация состояния пострадавших, снятие или уменьшение острых симптомов дистресса и восстановление независимого функционирования.
Задача экстренной психологической помощи — это психологическое поддержание жизнеспособности пострадавших, применяя поведенческие приемы и методы, направленные на снятие психоэмоционального возбуждения, тревоги, панических реакций; применяя техники и методы, направленные на принятие ситуации утраты, на смягчение душевной боли и поиск ресурсных психологических возможностей.
Экстренная психологическая помощь оказывается людям в остром стрессовом состоянии (или ОСР — острое стрессовое расстройство). Это состояние представляет собой переживание эмоциональной и умственной дезорганизации (Миллер Л. В., 2011. С. 21—54). Экстренная психологическая помощь оказывается в случае, когда в результате кризисной ситуации или психотравмирующих событий возникли такие изменения в психической деятельности, которые, вызывая дезадаптацию личности, нарушают функциональное состояние личности, процессы целеполагания и контроля, возможность принятия решений, регуляции эмоционального состояния. Экстренная психологическая помощь лицам, у которых произошли нарушения такого типа, позволяет стабилизировать состояние пострадавших, снять или уменьшить острые симптомы дистресса, восстановить функциональное состояние, способность регуляции эмоционального состояния и поведения.
Главными принципами оказания экстренной психологической помощи перенесшим психологическую травму в результате влияния экстремальных ситуаций являются (Федунина Н. Ю., 2006. С. 31):
- — безотлагательность — означает, что помощь пострадавшему должна быть оказана как можно быстрее: чем больше времени пройдет с момента травмы, тем выше вероятность возникновения хронических расстройств, в том числе и посттравматического стрессового расстройства;
- — приближенность — смысл этого принципа состоит в оказании помощи в привычной обстановке и социальном окружении, а также в минимизации отрицательных последствий «госпитализма»;
- — ожидание, что нормальное состояние восстановится: с лицом, перенесшим стрессовую ситуацию, следует обращаться не как с пациентом, а как с нормальным человеком; необходимо поддержать уверенность в скором возвращении нормального состояния;
- — единство психологического воздействия подразумевает, что либо его источником должно выступать одно лицо, либо процедура оказания психологической помощи должна быть унифицирована;
- — простота психологического воздействия — необходимо отвести пострадавшего от источника травмы, предоставить пищу, отдых, безопасное окружение и возможность быть выслушанным.
Экстренная психологическая помощь оказывается:
- — лицам, непосредственно пострадавшим при нештатных и чрезвычайных ситуациях, в том числе раненым и больным;
- — родным и близким пострадавших и населению, находящемуся непосредственно в зоне нештатных и чрезвычайных ситуаций или вне нее;
- — очевидцам события, которые также могут получить психологическую травму;
- — сотрудникам служб, осуществляющим в зоне нештатных и чрезвычайных ситуаций спасательные и иные работы; медицинским работникам, оказывающим помощь пострадавшим как в зоне нештатных и чрезвычайных ситуаций, так и в лечебных учреждениях; сотрудникам социальных и психологических служб, участвующим в устранении последствий чрезвычайных ситуаций;
— лицам, не находившимся в зоне нештатных и чрезвычайных ситуаций и не занятым в оказании помощи пострадавшим, у которых развились те или иные отклонения в состоянии психического здоровья и поведении в связи с воздействием стрессовых факторов, обусловленных информацией о ситуации (получена так называемая «вторичная травматизация»), или обострились ранее существовавшие психические расстройства, актуализировались травмы, полученные ранее.
Необходимо выявить группу риска, к которой М. А. Крюкова (Крюкова М. А., 2000, 2001) отнесла людей, находящихся в состоянии шока, ступора; людей, у которых нет родственников, которые могли бы оказывать им поддержку; родителей, потерявших детей; людей, которые ищут своих родственников, при этом есть веские основания полагать, что они могут быть в числе погибших, людей, потерявших близкого и при этом страдающих серьезными заболеваниями, которые в сложившихся обстоятельствах могут вызвать приступ (сердечные и психосоматические заболевания).
Также следует выделить группу ресурсных людей, на которых можно опираться в дальнейшей работе. К ним относятся лица, которые способны в экстремальной ситуации оценивать и контролировать ситуацию, оказывать посильную поддержку пострадавшим и, таким образом, транслировать возможность и необходимость управления своим поведением в крайне сложных условиях.
Особое внимание следует уделять детям, чья жизнедеятельность, вследствие трудных, кризисных ситуаций, нарушена. В соответствии с Федеральным Законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» комплексная помощь, в том числе психологическая, должна быть оказана ребенку (до 18 лет), оказавшемуся в трудной жизненной ситуации:
- — детям, оставшимся без попечения родителей;
- — детям, жертвам вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
- — детям из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
- — детям, оказавшимся в экстремальных условиях;
- — детям — жертвам насилия;
- — детям, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи и др. (Федеральный закон № 124-ФЗ от 24.08.1998 с изменениями от 20 июля 2000 г., 22 августа, 21 декабря 2004 г.).
Профессиональные требования к работе психолога в экстремальных условиях (Психология экстремальных ситуаций: / Под общ. ред. Ю. С. Шойгу, 2009):
- — мотивация к деятельности в экстремальных обстоятельствах;
- — готовность психолога к работе в экстремальных обстоятельствах;
- — умение решать проблемные ситуации самостоятельно, профессионально обоснованно;
- — ответственная готовность к профессиональной деятельности по оказанию поддержки жертвам экстремальной ситуации;
- — физическая и психическая выносливость.
Ситуация работы психолога в экстремальных условиях отличается от обычной терапевтической ситуации, по меньшей мере, следующими моментами (Ловелле Р. П., Малимонова С., 2003):
- — трудности проведения обследования в обстановке ЧС, эпизодичность и разрозненность таких работ;
- — работа с группами: приходится работать с группами жертв, которые не создаются психологом (психотерапевтом) искусственно, исходя из нужд психотерапевтического процесса, они были созданы самой жизнью в силу драматической ситуации катастрофы;
- — пациенты часто пребывают в остром аффективном состоянии; иногда приходится работать, когда жертвы находятся еще под эффектом травмирующей ситуации, что не совсем обычно для нормальной психотерапевтической работы;
- — среди жертв можно встретить большое количество людей, которые по своему социальному и образовательному статусу никогда в жизни не оказались бы в кабинете психотерапевта;
- — разнородность психопатологии у жертв; жертвы часто страдают, помимо травматического стресса, неврозами, психозами, расстройствами характера и, что особенно важно для психологов, работающих с жертвами, целым рядом проблем, вызванных самой катастрофой или другой травмирующей ситуацией; имеется в виду, например, отсутствие средств к существованию, отсутствие работы и пр.;
- — наличие почти у всех пациентов чувства потери, поскольку часто жертвы теряют близких людей, друзей, любимые места проживания и работы и пр., что вносит вклад в нозологическую картину травматического стресса, особенно в депрессивную составляющую данного синдрома;
- — психопатологический механизм травматического стресса принципиально отличается от патологических механизмов невроза; таким образом, необходимо выработать стратегии работы с жертвами, которые охватили бы и те случаи, когда имеет место «чисто» травматический стресс, и те случаи, когда имеет место сложное переплетение травматического стресса с другими патогенными факторами внутреннего или внешнего происхождения.