СОДЕРЖАНИЕ
Разделы программы
1.Целевой раздел Программы.
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Цель и задачи реализации Программы
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
1.1.3.Значимые для разработки и реализации программы характеристики, в том
числе возрастные и индивидуальные особенности развития детей 5-7 лет
1.2. Планируемые результаты освоения Программы (промежуточная аттестация)
2. Содержательный раздел Программы
2.1. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации
Программы
2.2. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями
развития ребенка ( перспективное и тематическое планирование по возрастам)
2.3. Особенности взаимодействия педагога с семьями воспитанников
3. Организационный раздел Программы
3.1. Описание материально-технического обеспечения Программы
3.2.Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и
воспитания
3.3. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
3.4. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
3.5. График реализации программы
1.Целевой раздел Программы.
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа художественной
направленности по освоению курса обучения основам хореографии
«Хореография для малышей» (далее Программа) разрабатывалась в
соответствии:
■ Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от
29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года
■ Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018
г. № 196" Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам"
■ Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020
г. № 533 "О внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196"
■ Приказом Министерства образования и науки России №1155 от
17.10.2013№1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта
дошкольного образования»
■ Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 июня
2020 г. N 16 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП
3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации работы образовательных организаций и других
объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях
распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"
■ Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 года N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"
■ Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 г. № 2 «О утверждении Санитарных правил и норм СанПиН 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания».
Хореография - искусство любимое детьми. Хореографическое искусство
обладает редкой возможностью воздействия на мировоззрение ребенка.
Просмотры спектаклей в театре; кино -, видео-и телефильмов, посвященных
танцу; посещение концертов хореографических коллективов - все это нужно и
важно для малыша. Однако наиболее эффективной представляется
собственная хореографическая деятельность детей, где каждый ребенок
становится на время актером, творчески осмысливающим происходящее.
Танец - искусство синтетическое. Оно позволяет решать задачи физического,
музыкально-ритмического, эстетического и, в целом, психического развития
детей.
■ Танец - это физическая активность, и задача занятий по хореографии
сделать физическую нагрузку оптимальной. При этом внимание должно быть
сфокусировано на теле и развитии навыка выполнения хорошо
контролируемых, сбалансированных, многообразных, пластичных движений.
Энергичные движения, кроме того, способствуют развитию силы и гибкости, а
также обеспечивают здоровье и нормальное развитие детского организма.
■ Танец - это творческий процесс. Использование творческого воображения
ребят и умение придумывать и выполнять что-то оригинальное позволяет
превратить танцы в самую приятную физическую активность. Когда
способность ребенка к творческому мышлению и действию оценивают не
только преподаватели и родители, но и ровесники, это может привести к
росту уверенности в себе и повышению самооценки.
■ Танцу присущи выразительность и информативность, поэтому цель
хореографии - давать возможность детям выражать свои чувства посредством
ритмических движений.
Посредством движений тела выражаются самые разные чувства, например
радость -жестикуляцией рук; страх - когда все тело напрягается и резко
подается назад, или чрезмерная самоуверенность - характерной манерой
держать плечи и походкой, и т.д.
■ Танец - это искусство, развивающее артистические способности, поэтому
необходимо обучать знанию и пониманию элементов движений, повышающих
уровень артистичности мастерства детей. Разнообразие и контраст,
применяемые как выразительные средства для передачи формы, скорости,
силы, уровня и направления движений тела, являются главными элементами,
обеспечивающими улучшение качества исполнения.
■ Танец - это развлечение и получение удовольствия - его постоянная черта.
Удовольствие от похвалы за успешное исполнение; от участия и согласованных
действий вместе с другими в таком увлекательном занятии; от улучшения
внешнего вида и настроения после завершения занятия. Все это может оказать
существенное влияние на выбор детьми активного образа жизни в
последующие годы.
■ Танец - это средство для дружелюбного общения и совместной
деятельности, и наша цель -предоставлять возможность работать
индивидуально, с партнером, и в группах, исполняя различные роли.
Поскольку движения в танце естественны, то успех достигается очень быстро и
приводит к формированию сильного чувства «общности»: способность
бескорыстно делить занимаемое пространство с другими; стремление показать
себя и быть замеченными другими; а также желание получить достойную
оценку.
1.1.1. Цель и задачи реализации Программы
Цель: прививать интерес дошкольников к хореографическому искусству;
развивать ихтворческие способности посредством танцевального искусства.
Задачи:
■ Способствовать всестороннему развитию ребенка;
■ Вырабатывать у детей чувство ритма, ловкость, красивую осанку, умение
свободно и изящно двигаться;
■ Развивать общую танцевальную культуру;
■ Обучить каждую возрастную группу детей основам классического и народного
сценического танца.
1.1.2 Принципы и подходы к формированию программы
Программа разработана с учетом следующих основных принципов
дополнительного образования:
■ Наглядность.
Показ физических упражнений, образный рассказ, подражание, имитация
известных детям движений.
■ Доступность.
Обучение упражнениям от простого к сложному, от известного к неизвестному,
учитывая степень подготовленности ребенка, соответствие содержания
возрастным особенностям обучающихся.
■ Систематичность.
Регулярность занятий, повышение нагрузки, увеличение количества упражнений,
усложнение техники их исполнения.
■ Закрепление навыков
Многократное выполнение упражнений. Умение выполнять их самостоятельно,
вне занятий.
■ Индивидуальный подход.
Учет особенностей возраста, особенностей каждого ребенка. Воспитание интереса
к занятиям, активности ребенка.
■ Сознательность
Понимание пользы упражнений. Потребность их выполнения в домашних
условиях.
Основными подходами к формированию Программы являются:
■ индивидуальный подход, предписывающий гибкое использование педагогам
различных средств, форм и методов по отношению к каждому ребенку;
■ личностно-ориентированный подход, который предусматривает организацию
образовательного процесса на основе признания уникальности личности
ребенка;
■ создания условий для ее развития на основе изучения задатков,
способностей, интересов, склонностей;
■ средовой подход, ориентирующий на использование возможностей
внутренней и внешней среды образовательного учреждения в воспитании и
развитии личности ребенка.
1.1.3 Значимые для разработки и реализации программы характеристики, в
том числе характеристики развития детей от 5-7 лет
Возрастные особенности детей развития музыкально-ритмических движений
от 5 до 7 лет
Развитие музыкально-ритмических движений на каждом возрастном этапе
происходят различно. Уже в раннем возрасте ребенок эмоционально откликается
на музыку, что выражается в мимике, в жестах. Педагогу необходимо,
используя личный пример и опираясь на эмоциональную отзывчивость
ребенка, развивать способность слушать музыку, запоминать и выполнять
несложные движения и небольшие роли. Творческая активность детей
развивается постепенно путем целенаправленного обучения, расширения
музыкального опыта, активизации чувств, воображения и мышления. Она
открывает путь к восприятию разнообразнейших музыкальных образов , дает
возможность осуществлять перенос сформированных черт личности на другие
области деятельности.
На 5 -6 году жизни у детей уже есть опыт слушания, они могут узнавать
знакомые мелодии, определять характер музыки и некоторые средства
музыкальной выразительности (динамика -громко, тихо; темп - быстрый,
медленный). Движения становятся более ритмичными, четкими,
согласованными с началом и окончанием звучания музыки. Дети выполняют
более разнообразные движения (боковой галоп, движения парами, притоп одной
ногой, выставление ноги на пятку и т.д.) и могут двигаться в соответствии с менее
контрастным характером музыки.
Дети шестого - седьмого года жизни уже произвольно владеют навыками
выразительного и ритмичного движения. Они могут передавать движениями
разнообразный характер музыки, несложный ритмический рисунок, изменять
движения в связи со сменой частей музыкального произведения. Детям доступно
овладение разнообразными движениями (от ритмичного бега с высоким
подъемом ноги и подскоков с ноги на ногу до шага польки, полуприседаний и
т.д.)
Индивидуальные особенности воспитанников.
Программа «Хореография для малышей реализуется с учетом индивидуальных
особенностей развития учащихся. По Программе «Хореография для малышей»
обучаются дети в возрасте от 5 до 7 лет.
Половые различия воспитанников
При организации занятий по хореографии нужно учитывать, что в
физиологическом отношении мальчики в среднем отстают от девочек на год полтора, хотя те и другие имеют от рождения одинаковое количество лет. К 6-7
годам дети усваивают понятие пола (к противоположному полу относятся
терпимо, доброжелательно), начинают сознательно регулировать свое поведение.
Физиологические особенности воспитанников
Анализ антропометрических данных обучающихся хореографии показал
соответствие физиологическим особенностям развития детей от 5 до 7 лет.
Данные показатели у большинства детей соответствуют возрастным нормам
развития детей. Основную массу воспитанников составляют дети первой и
второй групп здоровья, а уровень физического развития высокий и средний.
Поэтому Программа «Хореография для малышей» может быть реализована
практически для всех учащихся практически без ограничения. Для детей с
излишней массой тела подбирается определенная нагрузка. Для детей с
искривлением
осанки,
сколиозом,
плоскостопием
на
занятиях
используются специальные упражнения, в частности партерная гимнастика
- упражнения на полу. Она поднимает мышечный тонус, дает представление
об основах грамотного движения, развивает мышечный аппарат.
Первоначально детям с трудом даются упражнения на полу, т.к. мышцы их в
этом возрасте развиты слабо, а позвоночник подвержен изменениям и
деформации. Поэтому педагогу важно не перегрузить и не переутомить детей
излишней мышечной работой. Упражнения усваиваются лучше, если
преподносятся педагогом в игровой форме. Дети с удовольствием выполняют
«лодочку», «рыбку», «корзинку», «кошечку», «книжечку» и др. Дополнять и
усложнять упражнения на полу следует постепенно и дозировано.
1.2. Планируемые результаты освоения Программы.
Критерии и показатели освоение Программы за год:
Критерии
1. Танцевальные
движения.
Показатели
Изучение 3-5 танцевальных движений под
музыку в определенном порядке.
Умение запомнить и выучить
последовательность хореографических
рисунков и их количество.
2.Координация движений. Развитие координации движений в
хореографической постановке.
Умение детей ориентироваться в
пространстве.
3.Творческое
воображение.
Выражение движением и мимикой настроения
и чувств, изображение персонажа.
Развитие импровизации и освоения образных
движений.
4.Дыхание.
Формирование умения правильно дышать
при исполнении хореографической
композиции.
Обеспечение постепенного перехода от
повышенной мышечной деятельности к
спокойному состоянию.
5.Музыкальное
восприятие.
1Исполнение хореографических движений
под счет. Определение характера музыки и
музыкального образа. Умение различать
музыкальные жанры.
6.Постановка корпуса.
1.Обеспечение постепенной подготовки
организма к предстоящей физической
нагрузке. Использование упражнений,
содействующих формированию правильной
осанка.
С целью определения уровня овладения обучающимися хореографическим
навыками проводится промежуточная аттестация один раз в год (май). Формой
подведения итогов реализации Программы являются творческие отчеты для
родителей по хореографии.
Также
в
качестве
тестовых
используются
упражнения
для
хореографической подготовленности с учетом возраста от 5-7 лет.
Упражнения для оценки физической подготовленности детей
Пять лет
Ходьба, бег и упражнения на равновесие
1. ходьба с остановкой, приседанием, поворотами, «змейкой»;
2.
3.
4.
5.
выполнить «ласточку»;
медленно кружиться на месте, затем ходить по прямой линии;
ходьба по кругу (вперед, назад, в круг, из круга)
бег по кругу с остановкой и со сменой направления; бег на носочках или
пятках
Танцевальные движения
Творческое воображение
1. выражение движением и мимикой настроения и чувств (радость, грусть,
удивление)
2. изображение персонажа
Шесть лет
Ходьба, бег и упражнения на равновесие
1.ходьба и бег на носках, высоко поднимая колени;
2. приставной шаг вперед, в сторону, назад;
3. ходьба с различными положениями рук
4. боковой бег (вправо, влево), бег спиной вперед
5. стойка на одной ноге, другая - в сторону, вперед, назад.
6. плавное поднимание рук вверх, вперед, в стороны
7. наклоны вперед и в стороны
8. приставной шаг (вправо, влево, вперед,назад)
Постановка корпуса
1. использование упражнений, содействующих формированию правильной
осанки.
Дыхание
упражнения («ветер», «надувание воздушных шаров»)
1)
2)
3)
4)
Танцевальные движения
изучение «Ковырялочки» (пятка, носик, топ, топ, топ)
«Топотушки» (вперед, назад, вокруг себя)
«Пружинка», «пружинка» с выносом пятки вперед
«Полочка» (с приседанием, с выносом пятки вперед, с приставным шагом)
1)
2)
Постановка корпуса
круговые упражнения для плеч
упражнения для головы (вправо, влево, подбородок вперед)
Дыхание
1)
упражнения на дыхание с прогибом корпуса.
Творческое воображение
2)
3)
поход в «зоопарк»
поход на лыжах
Семь лет
1)
2)
3)
4)
5)
6)
Ходьба, бег и упражнения на равновесие
ходьба на носочках по кругу
ходьба на пятках по кругу;
широкий шаг, длинный шаг, мелкий шаг
сложный шаг (пятки вместе, носки врозь)
ходьба с подъѐмом колена (90 градусов)
ходьба с подъѐмом ноги (45 градусов)
Танцевальные движения
1) приставной шаг (с приседание, с полуприседание, с выставлением ноги на
пятку)
2) приставной шаг (с хлопком, с двойным хлопком)
Постановка корпуса
повороты вправо, влево
2) наклоны корпуса вперед, назад (по второй позиции)
3) подъем на высоких полу пальцах, руки вверх
Дыхание
1) тройной вдох - один выдох и наоборот - один глубокий вдох и три выдоха
1)
Творческое воображение
1) рост деревьев, цветов
2) способность использовать выразительность в изображении персонажа.
Система оценки.
Система мониторинга предполагает 3х бальную систему оценки:
2 балла - у ребенка сформированы основные хореографические навыки, он
безошибочно выполняетвсе задания по хореографии, предлагаемые
педагогом.
1 балл - ребенок выполняет основную часть заданий по хореографии, при
замечании педагога может исправить допущенные ошибки,
0 баллов - у ребенка недостаточно сформированы хореографические навыки.
Он не справляется с большинством заданий по хореографии. По результатам
мониторинга суммируется общий балл.
Уровневая характеристика подготовки детей танцевально - хореографически
навыков.
10 - 12 баллов
6 - 8 баллов
0 - 6 баллов
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Ребенок затрудняется
Ребенок
точно
и
Ребенок частично
исполнить
правильно исполняет
исполняет
хореографическую
хореографическую и не заданную
хореографическую
композицию
под
всегда запоминает
композицию, слабо
музыку.
последовательность
запоминает
рисунков и их
Четко
запоминает
последовательность
количество. Слабо
последовательность
хореографических
развиты координация
хореографических
рисунков
и
их
движений и
рисунков
и
их
количество. У него
ориентирование в
количество. У ребенка
слабо
развита
отлично
развита пространстве. Ребенок с координация
координация движений трудом может выразить
движений
и
и ориентирование в движением и мимикой
ориентирование в
пространстве. Развито настроение и чувства
пространстве.
Не
своего
творческое
умеет
хореографического
воображение и умение
восстанавливать
персонажа.
Умеет
правильно дышать.
дыхание
после
правильно
физической
Правильно исполняет дышать при исполнении
нагрузки.
движение под счет,
хореографической
умеет
определятькомпозиции. Затрудняется Затрудняется
характер
музыки. исполнить движение под исполнить
хореографическое
Правильно
держит
счет
движение под счет
осанку при физических или определить характер
и
определить
нагрузках.
и
характер
музыкальный жанр
музыкального
произведения.
произведения.
2. Содержательный раздел Программы
2.1. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации
Программы с учетом возрастных особенностей воспитанников.
Формирование музыкально-хореографических движений
5-7 лет
формы
способы
методы
подгрупповая - показ образца Наглядный- исполнение музыки
сопровождается показом педагога
групповая
игровое
Словесный - беседа о характере музыки,
индивидуальн упражнение
рассказ о ее образах; Практический ая
многократное выполнение музыкальноигра
хореографических движений с
совместная
показ способа
последующим их включением в игры,
деятельность действия
пляски, хороводы. Наглядные методы - это
объяснение
показ руководителя. Словесные методыигровая
раскрытие танцевального образа через рассказ,
ситуация
определяя
характер
героя,
его
рассказ
эмоциональный настрой.
беседа
2.2.Описание образовательной деятельности в соответствии с
направлениями развития ребенка (тематическое планирование по
возрастам)
Программа «Хореография для малышей» для дошкольников рассчитана на 1 год
обучения для каждой возрастной группы. Программа предполагает проведение
занятий с обучающимися 2 раза в неделю. Продолжительность занятий : старший
- 20 мин, подготовительный -25 мин
Занятия по программе «Хореография для малышей» включают в себя
теоретическую и практическую часть.
Теоретическая часть занятий включает в себя информацию о технике
безопасности во время занятий хореографией, основах здорового образа жизни, о
различных видах танца, игр, истории танцев народов мира.
Практическая часть занятий предполагает обучение двигательным действиям
аэробики, танца, подвижных игр; организацию обучающимися игровых
программ, составление комплексов упражнений.
Каждое занятие имеет следующую структуру:
1. Подготовительная часть- построение детей, настрой на занятие, поклон,
постановка корпуса, разминка.
2. Основная часть -импровизация, изучение танца, партер, изучение
хореографических рисунков.
3. Заключительная часть - упражнения на дыхание, на расслабление мышц,
поклон. Занятия проводятся в зале.
Необходимыми условиями проведения должны быть достаточная возможность
частого проветривания помещения. В наличии должны быть музыкальный центр,
зеркала, мягкое напольное покрытие.
Перспективное планирование
Старший возраст
1. Обеспечить постепенную подготовку организма к предстоящей физической
нагрузке.
2. Создать условия для освоения образных движений (живая и неживая природа,
сказочные персонажи, животные, знакомые образы окружающей природы).
3. Научить детей ориентироваться в пространстве.
4. Закрепить навыки, освоенные в среднем возрасте.
5. Создать условия для освоения пантомических жестов «Зов», «Прощание»,
«Давай дружить», «Обида», «Иди сюда», «Уходи», «Нельзя», «Веселье»,
«Пробуждение от сна».
6. Воспитывать хореографическую культуру, культуру межличностного общения.
Изучение танца Задачи
1. Развивать пластику и выразительность движений.
2. Научить детей ориентироваться в пространстве (выстраиваться в колонну по
двое, по трое, переходить из колонны в круг, из двух колонн в два круга,
направление «расческа»).
3. Развивать навыки пружинящего движения.
4. Закреплять навыки двигаться в соответствии с характером музыки,
самостоятельно начинать и заканчивать движение с началом и окончанием
музыки.
5. Упражнять в спокойном шаге, шаг с высоким подъемом ног, легком
подскоке, более широком беге.
6. Изучение танцевальных рисунков. Образно увидеть последовательность
рисунков в хореографической постановке. Самостоятельно строить круг, ходить
по кругу, взявшись за руки, сужать и расширять круг; соблюдать расстояние
между парами (тройками), двигаться по кругу.
7. Добиваться непринужденных движений рук, улучшать качество исполнения
знакомых танцев, движений.
8. Умение быстро и легко ориентироваться в определенном рисунке.
Импровизация
Задачи
1. Воспитывать желание двигаться под музыку, импровизировать, сочинять
композицию из двух-трех знакомых
движений, придумывать свои оригинальные движения в импровизациях.
2. Способствовать развитию творческого воображения.
3. Развивать жестикуляцию рук и мышц лица, передавая характер и настроение
хореографического образа.
4. Воспитывать отношение к содержанию хореографической композиции:
любовь к природе, родному краю,
друзьям, родителям.
5. Создать условия для освоения образных движений.
Дыхание
Задачи
1. Научить детей правильно дышать (вдох - ртом, выдох - носом).
2. Обеспечить постепенный переход от повышенной мышечной деятельности
к спокойному
состоянию.
3. Приведение пульса к норме.
4. Сохранение у детей бодрого настроения.
5. Выполнения ряда упражнений на дыхание, предотвращающих быстрое
утомление.
6. Помочь детям с помощью дыхательной гимнастики тренировать нервную
систему, способствовать
уравновешиванию процессов возбуждения и торможения.
Подготовительная группа
Постановка корпуса
Задачи
1. Обеспечить постепенную подготовку организма к предстоящей физической
нагрузке.
2. Эмоционально и психологически настроить ребенка на занятие.
3. Активизировать внимание.
4. Использовать упражнения, содействующие формированию правильной осанки.
5. Научить детей ориентироваться в пространстве.
6. Закрепить навыки, освоенные в среднем возрасте.
7. Воспитывать хореографическую культуру, культуру межличностного общения.
8. Развивать пластику и выразительность движений.
9. Создать условия для освоения образных движений (живая и неживая природа,
сказочные персонажи, животные, знакомые образы окружающей природы).
Изучение танца
Задачи
Помочь в освоении основных танцевальных движений (поочередное
выбрасывание ног в прыжке в подскоке, приставной шаг с
приседанием, дробушки на месте с продвижением впе ред и в
кружении, полуприседания с выставлением ноги на пятку, «веревочка»,
«ковырялочка» в разных вариантах,
Развивать навыки пружинящего движения.
Упражнять в спокойном шаге, шаг с высоким подъемом ног, легком
подскоке, более широком беге.
Развить умение запомнить и выучить последовательность
хореографических рисунков и их количество.
Научить ребенка работать в паре с партнером или с группой детей,
исполняющих номер.
Творчески использовать знакомые движения в свободных плясках,
хороводах, хореографических композициях.
Изучение танцевальных рисунков
Задачи
1. Быстрое запоминание танца.
2. Знание своего места в танце.
3. Умение быстро ориентироваться и двигаться в определенном рисунке.
4. Образно увидеть последовательность рисунков в хореографической
постановке.
5. Самостоятельно строить круг, ходить по кругу, взявшись за руки; сужать и
расширять круг; соблюдать расстояние между парами (тройками) двигаясь по
кругу.
6. Добиваться непринужденных движений рук, улучшать качество исполнения
знакомых танцевальных движений.
7. Научить детей придумывать ритмические движения к звучащей мелодии.
8. Изучить к концу года 15-16 хореографических рисунков.
Импровизация
Задачи
1. Ввести детей в мир художественных образов, используя хореографические
движения.
2. Способствовать развитию творческого воображения.
3. Выражать движением и мимикой настроение и чувства, как свои, так и
персонажа.
4. Развить артистические качества.
5. Поощрять первые попытки детей использовать выразительность в
изображении персонажа; подражание позе, жесту, движению, мимике.
6. Воспитать желание двигаться под музыку, импровизировать, сочинять
композицию из двух - трех знакомых движений, придумывать свои оригинальные
движения в импровизациях.
7. Развивать жестикуляцию рук и мышц лица, передавая характер и настроение
хореографического образа.
8. Воспитывать отношение к содержанию хореографической композиции:
любовь к природе, родному краю, друзьям, родителям.
Дыхание
Задачи
1. Обеспечить детям постепенный переход от повышенной мышечной
деятельность к спокойному состоянию.
2. Выполнение ряда упражнений на дыхание, предотвращающих быстрое
утомление.
3. Сформировать умение правильно дышать при исполнении хореографической
композиции.
4. Сохранение у детей бодрого настроения.
5. Сформировать умение дышать без напряжения, легко и свободно.
6. Помочь детям с помощью дыхательной гимнастики тренировать нервную
систему, способствовать уравновешиванию процессов возбуждения и
торможения.
Календарно-тематическое планирование внеаудиторных занятий на год
Месяц
сентябрь
Возрастная группа
Подготовительная группа
Старшая группа
октябрь
Подготовительная группа
Старшая группа
Форма организации
Праздник «День знаний» - флеш-моб «Цветиксемицветик». Инсценировка песни
«Паровозик».
Осенний праздник «Золотая осень»
ноябрь
Подготовительная группа
«День открытых дверей для родителей»
1
Старшая группа
декабрь
1
Подготовительная группа
Старшая группа
март
Подготовительная группа
Старшая группа
апрель
Подготовительная группа
Старшая группа
май
Подготовительная группа
Старшая группа
июнь
Подготовительная группа
Старшая группа
август
Подготовительная группа
Старшая группа
Праздник «Здравствуй, здравствуй Новый
год!»
1
Утренник, посвященный Международному
женскому дню - 8 марта
«Весна - красна»
1
Участие в спортивном мероприятии «Мама,
папа, я - спортивная семья». Композиция
«Вперѐд Россия»
1
Участие в конкурсе «Хрустальная
капелька». Танцы «Китайская сказка»,
«Казачий пляс».
2
Участие в празднике «День детства». Танец
«Варенька»
1
Участие в празднике цветов,
хореографическая композиция
«Фиалки»
1
1
1
1
2
1
1
Итого за год
Объем нагрузки за год
Группа
20
Старшая группа
10
Подготовительная группа
10
Количество часов за год
аудиторные
Подготовительная
96
внеаудиторн
ые
10
Старшая
96
10
2.3. Особенности взаимодействия педагога с семьями воспитанников
Одним из важных условий реализации программы дополнительного образования
является сотрудничество педагогов с семьѐй: дети, педагоги и родители - главные
участники педагогического процесса.
Цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса,
оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.
Формы взаимодействия с семьями воспитанников:
Первичное знакомство, беседа, анкетирование
Проведение индивидуальных бесед об особенностях развития ребѐнка
Групповые консультации
Родительские собрания
Проведение совместных мероприятий («Творческая мастерская», семинары
- практикумы, круглые столы, тренинги, День открытых дверей)
Наглядная информация для родителей
Перспективный план работы с родителями
Формы работы
Задачи
Организация
совместных
практических
мероприятий с детьми
и родителями развлечения, досуги,
праздники.
Доставить радость общения и
единения детям и родителям;
повышать интерес детей к
Открытые
мероприятия для
родителей по
хореографии.
Познакомить родителей с
особенностями проведения занятий
по хореографии, их структурой,
показать разнообразные методы и
приемы организации детей на
занятии.
Неделя хореографии. Открытый
урок для родителей «Русский
танец»,
Консультации
Дать представление родителям о
формировании здорового образа
жизни.
Хореографическая импровизация
«Поход на лыжах». Изучение
позиции рук и ног классического
танца
Старший
дошкольный
возраст
Спортивно- развлекательное
мероприятие, посвященное 23
февраля.
хореографическому искусству.
Индивидуальные консультации
родителям детей с искривлением
позвоночника, сутулостью, первой и
второй степени ожирения
«Классический танец».
Наглядная
информация
Общее
родительское
собрание
Домашние задания
Информирование родителей об
оздоровительной работе в ДОУ,
пропаганда здорового образа жизни.
Детская коррекционнооздоровительная аэробика (2 раза
в неделю)
Обратить внимание на вопросы
"Детская хореография в
оздоровления детей, укрепления их дошкольном учреждении" (2 раза
иммунной системы.
в неделю).
Привлечь родителей к выполнению
совместных заданий с детьми.
Разработка и пошив костюмов к
различным утренникам,
изготовление атрибутов и
декораций
к танцам.
III. Организационный раздел
3.1. Материально-техническое и методическое обеспечение Программы
Для реализации Образовательной Программы дополнительного образования
«Хореография для малышей» созданы условия.
Техническое оснащение занятий включает в себя:
■ помещение для занятий хореографией (музыкальный зал);
■ гимнастические коврики;
■ мультимедийные средства (проектор, музыкальный центр, CD и DVD
диски).
3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и
воспитания
Методическое пособие
Издательство
Базарова Н., Мей В. Азбука классического
танца
«Искусство», Ленинград, Москва.
Год издания
2000г.
В.А. Шишкина «Движение + движения»
Москва «Просвещение»
1992 г.
Е.Н. Вавилова «Укрепляйте здоровье детей» Москва «Просвещение»
1986 г.
М.А. Рунова «Движение день за днем»
Москва «Линка - /Пресс»
2007 г.
Р.В. Тонкова - Ямкольская «Ради здоровья
детей»
Москва «Просвещение»
1985 г.
Васильева Т.К. Секрет танца.
Санкт-Петербург «Диамант»
1994г.
Климов А. Основы русского народного
танца.
«МГИК» Москва
1988г.
Под редакцией М.А. Васильевой
«Руководство играми детей в дошкольных
учреждениях»
Москва «Просвещение»
1986 г.
3.3. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
1. Проведение праздников и развлечений: «День знаний», «Осенний бал»,
«Зимушка-зима», «Проводы елочки», «Масленица», «Папин день», «Мамин
день», « День смешинок», «День Победы», «Прощальный бал».
2. Участие в ежегодном творческом отчете.
3. Участие в мероприятиях: «Папа, мама, я -спортивная семья», «День защиты
детей», и др.
4. Консультация для родителей (сохранение и укрепление осанки, профилактика
плоскостопия и искривление позвоночника)
3.4.Особенности организации развивающей предметно -пространственной среды
Развивающая среда физкультурного зала соответствует требованиям СанПиН
2.4.1.3049-13, ФГОС ДО и обеспечивает возможность двигательной активности
детей, а также совместной деятельности детей и взрослых.
Для реализации программы дополнительного образования у дошкольников,
предусмотрено наличие соответствующей предметно - пространственной среды, а
также оборудования и инвентаря, способствующего развитию и укреплению
детского организма.
Используемое в хореографии оборудование должно быть не только удобным, но и
радовать глаз, развивать вкус детей, содействовать их эстетическому воспитанию.
Принципы построения предметно-развивающей среды:
1. дистанции, позиции при взаимодействии;
2. активности, самостоятельности, творчества;
3. стабильности - динамичности;
4. эмоциональности, индивидуальной комфортности и эмоционального
благополучия каждого ребенка и взрослого;
5. сочетание привычных и неординарных элементов в эстетической организации
среды;
Занятия проводятся в музыкальном зале. В зале созданы условия для нормального
психосоциального развития детей:
■ спокойная и доброжелательная обстановка,
■ внимание к эмоциональным потребностям детей,
■ представление самостоятельности и независимости каждому ребенку,
■ представление возможности каждому ребенку самому выбрать себе партнера
для общения, созданы условия для развития и обучения.
Занятия проводятся в специальной форме для обучающихся: Форма для девочек:
1. Белый купальник
2. Белая юбочка
3. Белые носочки или белые капроновые колготки без рисунка.
4. Обувь мягкая (балетки или чешки).
Форма для мальчиков:
1. Футболка (белая)
2. Шорты (черные)
3. Носки (белые)
4. Балетки (белые или черные)
Цвет формы может быть и черный. Это классический вариант, такая форма
одежды принята во многих профессиональных коллективах, также
хореографических колледжах. Как правило, такая форма одежды
дисциплинирует и настраивает на рабочий лад. Подошва обуви, желательно,
тонкая и кожаная. Это дает возможность работы стопы (оттягивать носок) в
танце, не мешает ей легко и свободно двигаться, а также поможет сделать
движение более быстрым.
3.5. Календарный учебный график программы
дополнительного образования
Программа
Годовой цикл
Старшая
Подготовительная группа
недел
я
месяц
дополнительного
группа
образования/
НОД (мин.)
направленность
по выбору
Физкультурно-спортивная направленность
сентябрь III
2 (25)
IV
2 (25)
2
4/100
нед
октябрь
I
2 (25)
II
2 (25)
III
2 (25)
IV
2 (25)
4
8/200
нед
ноябрь
I
2 (25)
II
2 (25)
III
2 (25)
IV
2 (25)
4
8/200
нед
декабрь
I
2 (25)
II
2 (25)
III
2 (25)
IV
2 (25)
4
8/200
нед
январь
II
2 (25)
III
2 (25)
IV
2 (25)
3
6/75
нед
февраль
I
2 (25)
II
2 (25)
III
2 (25)
IV
2 (25)
4
8/200
нед
март
I
2 (25)
II
2 (25)
III
2 (25)
IV
2 (25)
4
8/200
нед
апрель
I
2 (25)
II
2 (25)
III
2 (25)
IV
2 (25)
4
8/200
нед
май
I
2 (25)
II
2 (25)
НОД (мин.)
2 (30)
2 (30)
4/60
2 (30)
2 (30)
2 (30)
2 (30)
8/240
2 (30)
2 (30)
2 (30)
2 (30)
8/240
2 (30)
2 (30)
2 (30)
2 (30)
8/240
2 (30)
2 (30)
2 (30)
6/90
2 (30)
2 (30)
2 (30)
2 (30)
8/240
2 (30)
2 (30)
2 (30)
2 (30)
8/240
2 (30)
2 (30)
2 (30)
2 (30)
8/240
2 (30)
2 (30)
III
IV
4
нед
2 (25)
2 (25)
8/200
2 (30)
2 (30)
8/240
Условные обозначения:
НОД – непрерывная образовательная деятельность в форме кружка, студии,
программы