Содержание.
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка.
1.2. Задачи Программы
1.3. Принципы и подходы к формированию программы.
1.4 Значимость разработки и реализации программы, характеристики
особенностей развития детей 6 -7 лет.
1.5. Значимость разработки и реализации программы, характеристики
особенностей развития детей 6 -7 лет.
1.6. Планируемые результаты освоения Программы.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
2.1. Модель образовательного процесса. Программа рассчитана на один год
обучения и рекомендуется для занятий детей с 6 до 7 лет.
2.2. Содержание Программы.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Материально-техническое обеспечение и методическое обеспечение
Программы.
3.2. Учебно-тематический план.
3.3. Учебно-тематический план.
3.4. Программно – методический комплекс
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка.
При обучении чтению у детей нередко возникает масса трудностей. Для того
чтобы достичь каких- либо результатов надо много и плодотворно работать над
всесторонним совершенствованием, развитием внимания, памяти и
мышления. Также не маловажную роль играет периферическое зрение и
концентрация зрительного внимания. Развивающие упражнения над
синхронным функционированием левого и правого полушария головного
мозга. Практика показала, что ребятам очень нравится хоровое считывание
текста, что, несомненно, приводит к положительной динамике. Совместное
прочтение позволяет, концентрироваться на тексе и следить за прочитанным,
что также развивает внимание и усидчивость. Вопрос подготовки
дошкольников ко владению письмом является частью проблемы подготовки к
обучению в школе, которая с каждым годом, в свете изменения содержания
школьных программ, становятся все актуальнее. Родителей и педагогов
волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном
возрасте, как правильно подготовить его к школе. Учителя отмечают, что
первоклассники часто испытывают серьезные трудности со владением
навыков письма. Многие дети боятся ручки, неправильно ее держат, не могут
ориентироваться в тетради, при рисовании, закрашивании активно
поворачивают лист бумаги в разные стороны, изображают слишком маленькие
предметы на листе. Подготовка к письму является одним из самых сложных
этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. Это связано с
психофизиологическими особенности 5-7 летнего ребенка, с одной стороны, и
с самим процессом письма с другой стороны. Сам процесс письма является
чрезвычайно сложным, требующим развивать механизмы, необходимые для
овладения письмом, создавать условия для накопления ребенком
двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а
также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного влияния. От
скорости чтения зависит также процесс развития. В процессе чтения
совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух
показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность. Навык
чтения должен быть сформирован к начальной школе. Необходимо
стремиться, чтобы в конце начального обучения ребёнок имел скорость чтения
не ниже 120 слов в минуту. Но при этом читал осознанно, правильно,
выразительно. Новизна представленной программы заключается в том, что
дошкольники имеют возможность в полной мере получить знания не только по
осмысленному чтению, но и улучшить зрительную и слуховую память, а также
улучшить свою речь. Более того, объяснит сам механизм чтения и восприятия
прочитанного, подскажет, как стать по-настоящему грамотным читателем и
успешнее плыть в море современной печатной продукции.
Дополнительная общеобразовательная программа «Скорочтение» разработана
с использованием методики Г. Абдуловой, Н. Жуковой, В. Воскобовича.
Программа по скорочтению включает в себя не только отработку навыков
чтения, но и развития всех видов памяти и внимания, всего того, что
способствует быстрому чтению. Программа реализуется в рамках
дополнительного образования детей. Программа данного курса представляет
систему интеллектуально-развивающих занятий для детей подготовительной к
школе группе. Значение смыслового чтения для успешного освоения учебного
материала учащимися состоит в том, что сформированный навык смыслового
чтения является фундаментом всех УУД и предметных действий. Через
смысловое чтение формируются все УУД: поиск, понимание, преобразование,
интерпретация, оценка.
Программа разработана
документами:
в
соответствии
с
нормативно-правовыми
Федеральный закон от 21.12.2012г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации»)
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17
октября 2013 г. № 1155)
СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных
организациях (Постановление Главного государственного санитарного врача
РФ от 15. 05.2013г. №26).
1.2. Цель Программы: создание условий для развития навыков
рационального чтения, повышения скорости чтения и усвоения информации,
сформировать определенные графические навыки для овладения базовыми
навыками каллиграфии в школе.
1.3. Задачи Программы:
-формировать познавательные и творческие процессы, их взаимосвязь друг с
другом; -формировать навыки быстрого чтения. Осмысливать и осознавать
суть прочтенного материала,
- освоение техник запоминания материала, улучшение качества запоминания;
-овладения базовыми навыками каллиграфии;
-развить зрительно-моторную координацию, мышление, внимание, память,
речь.
1.4. Принципы и подходы к формированию программы.
Отличительной особенностью программы является системно–деятельностный
подход к познавательному развитию ребенка средствами занимательных
заданий и упражнений через развитие высших психических функций
(внимание, память, мышление).
В основу работы положены следующие принципы:
- принцип деятельностного подхода - предусматривающий решение
образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и
самостоятельной деятельности детей;
– принцип природосообразности- (учитывается возраст обучающегося,
уровень его интеллектуального развития, предполагающий выполнение
заданий различной степени сложности);
– принцип проблемности– ребенок не получает знания в готовом виде, а
добывает их в процессе собственной интеллектуальной деятельности;
– принцип адаптивности – гибкое применение развивающих упражнений
подбирается в зависимости от индивидуальных и психофизиологических
особенностей каждого воспитанника;
– принцип психологической комфортности – создание спокойной
доброжелательной обстановки, веры ребенкав собственные силы;
– принцип творчества – формирование способности находить нестандартные
решения;
– принцип индивидуализации – развитие личных качеств посредством
разноуровнего содержания;
- принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с
возрастными возможностями и особенностями детей, со спецификой
образовательных областей;
Программа представляет систему последовательных, взаимосвязанных между
собой занятий, организованных в занимательной игровой форме, что не
утомляет ребёнка.
1.5. Значимость разработки и реализации программы, характеристики
особенностей развития детей 6 -7 лет.
Несформированность навыка работы с пишущим предметом, когда ребенок
свое внимание сосредотачивает не на правильном захвате орудия труда
(карандаша, кисточки, ручки и др.) а на точке соприкосновения пишущего
предмета и бумаги, что затрудняет свободное движение пишущей руки.
Поэтапное освоение разнородных графических движений правильно
сформирует графические навыки, разовьет зрительно-моторные координации,
и в дальнейшем послужит хорошей основой для овладения базовыми
навыками каллиграфии в школе. Чтение играет огромную роль в образовании,
воспитании и развитии человека. Именно чтение формирует и обеспечивает
идейное и нравственное воспитание детей. Умения и навыки чтения
формируются не только как важнейший вид речевой и умственной
деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий
обучающий характер. Поэтому перед педагогами стоит первостепенная задача
– научить детей дошкольного возраста 6-7 лет сознательно, бегло и
выразительно читать. И эта задача чрезвычайно актуальна, следовательно
необходима систематическая, целенаправленная работа.
1.6. Планируемые результаты освоения Программы.
- Увеличение скорости чтения;
-расширение поля зрения;
-умение использовать технику запоминания при работе с учебным
материалом;
-более высокий уровень концентрации и распределения внимания;
-развитие и совершенствование у детей мелкой моторики рук.
-активной речи, словарного запаса,
зрительного и слухового восприятия.
мышления,
памяти,
внимания,
-навыков учебной деятельности (умение слушать, понимать и выполнять
словесные установки педагога, действовать по образцу и правилу).
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
2.1. Модель образовательного процесса. Программа рассчитана на один
год обучения и рекомендуется для занятий детей с 6 до 7 лет.
Рабочая программа «Скорочтение» предлагает проведение занятий 3 раз в
неделю. Исходя из календарного года (с ноября по май) количество часов,
отведенных для занятий кружка дополнительного образования 84 ч в каждой
группе. Длительность занятия в подготовительной группе – 30 мин.
Количество групп – 3:
- «Фиксики»;
- «Знайки»;
- «Читайки».
2.2. Содержание Программы.
Главной задачей занятий по скорочтению является обучение детей
осмысленному чтению, улучшению зрительной и слуховой памяти и
логическому мышлению. На занятиях дети читают слоги различной
сложности, затем переходят к словам, к предложениям, и только лишь потом к
отработке текстов различной сложности.
Формы работы:
• Групповые занятия;
• Беседа;
• Игра;
• Индивидуальная работа;
• Работа в парах;
• Коллективная работа;
Методы:
• Словесные: рассказ, объяснение, тренировки, чтение, поощрение;
• Наглядные: демонстрация, презентации;
• Практические: упражнения, выполнение словесных инструкций;
• Аналитические: наблюдение, сравнение, самоанализ, опрос.
Каждое занятие включает в себя упражнения разной направленности:
1. Упражнение на развитие подвижности речевого аппарата.
2. Работа со скороговорками.
3. Работа со слоговыми таблицами.
4. Чтение стихов на «тарабарском».
5. Работа с «Таблицами Шульте».
6. Работа с текстом на время.
7. Упражнения на развитие угла зрения.
8. Упражнение на развитие зрительной памяти.
9. Упражнение «Корректурная проба».
10. Упражнение на развитие слуховой памяти, с каждым занятием количество
слов и рисунков увеличивается.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Материально-техническое обеспечение Программы.
Наглядный материал: таблицы, схемы, образцы.
Тексты для чтения с использованием мнемокартинок, тексты для хорового
чтения. Упражнения для всех видов памяти, мышления и воображения.
Работа в тетрадях.
Основной формой работы с детьми являются групповые занятия,
продолжительность которого соответствует возрастным нормам. В занятия
включены физкультминутки, которые позволяют детям расслабиться, а
педагогу разграничить занятие на структурно - смысловые части.
• мольберт;
• плакаты:
• алфавит, слоговые таблицы, таблицы для чтения, «Город звуков»
гласные и согласные (твердые – мягкие, звонкие - глухие) звуки;
• образы букв (в картинках, зашумленные ит.п.);
• схема для слияния букв;
• схемы звуков, слогов, слов, предложений;
схемы определения места звука в слове; слоговые схемы;
• разноцветные семафоры;
• магнитные буквы;
• кубики с буквами;
• касса букв;
• мнемотаблицы;
карандаши простые и цветные;
• счётные палочки;
• пуговицы;
• крупа;
веревочки;
• чудесный мешочек;
• карточки с буквами для моделирования;
карточки со слогами для чтения;
• картины предметные и сюжетные;
Для осуществления реализации целей учебной программы разработаны
методико-дидактические материалы, способствующие эффективному
усвоению данной Программы воспитанниками. Дидактические игры по
развитию речи, увеличению словарного запаса, развития внимания и памяти,
расширения поля зрения. Методические разработки занятий по обучению
детей дошкольного возраста навыкам скорочтения.
3.2. Учебно-тематический план.
Подготовительная к школе группа. Общее количество часов – 84 часа с каждой
группой.
Количество групп – 3:
- «Фиксики»;
- «Знайки»;
- «Читайки».
Тематическое планирование
№
п/п
Содержание
материала
1.
Развитие
артикуляции и
дикции
2.
Развитие
внимания
3.
Расширение
поля зрения
Кол-во Характеристика основных видов
часов
деятельности обучающегося (на
уровне учебных действий)
на
произносить звуки чётко, ясно, не
каждом торопясь; соединять скороговорку с
занятии различными движениями пальцев:
играем пальцами «на пианино»;
загибанием пальцев правой и левой
руки; с щелчками пальцев левой и
правой руки; отрабатывать чистоту
произнесения звуков, для выработки
правильного дыхания, чувства ритма;
выполнять технику дыхательных
упражнений;
на
внимательно читать про себя;
каждом управлять своим вниманием;
занятии тренировать внимание; быстро
перестраиваться, чтобы выполнить
упражнение;
на
видеть ясным взором большую
каждом область текста; выделять в тексте
занятии самое важное и необходимое;
находить боковым зрением цифры;
тренировать движение глаз;
4.
Синхронизация на
обоих
каждом
полушарий
занятии
5.
Чтение с
указкой
на
каждом
занятии
расширять горизонтальную и
вертикальную составляющую «пятна
ясного видения»;
заставить синхронно работать оба
полушария мозга; овладеть техникой
рисования двумя руками; быстро
считать в уме и громко произносить
ответы; соотносить букву-ногу и руку
в ходе выполнения упражнения;
читать с помощью указки; избегать
возвратных движений при чтении;
вести указку непрерывно, не
останавливаясь, и постоянно ускоряя
свои движения;
3.3. Учебно-тематический план. Подготовительная к школе группа Общее
количество часов – 84 с каждой группой.
Количество групп – 3:
- «Фиксики»;
- «Знайки»;
- «Читайки».
№
ТЕМА
занятия
1
Вводное занятие. Игра
«Логические
блоки
Дьенеша»
2
Кинезеолгическое
упражнение «Ухонос»
Город
буквоград.
Гласные и согласные.
Знакомимся
с
правилами при письме
(Здравствуй карандаш)
3
Работа с
Шульте.
ЦЕЛЬ
Способствовать ускорению процесса
развития у дошкольников простейших
логических структур мышления.
Активизировать
межполушарное
воздействие, развивать синхронную
работу обоих полушариев. Познакомить
детей с правильным хватом карандаша
пальцами рук, правильная посадка,
положение листа. Развивать внимание,
слуховое восприятие, двигательную
активность гибкость пальцев, кистей
рук, умение понимать словесные
установки.
таблицами Определение объема динамического
Рисуем внимания. Развитие периферийного
зрения. Формировать пространственную
4
5
6
7
8
вертикальные
линии. ориентацию на листе бумаги, умение
(Веселый дождик)
правильно держать карандаш, проводить
вертикальные линии сверху вниз, не
отрывая карандаш от листа бумаги.
«Игры деда Буквоеда» Развивать воображение, фантазию и
Раскрашиваем рисунок творческие способности. Учить рисовать
(Цыплята гуляют на линии (травку) сверху вниз слева на
лужайке)
право в ограниченном пространстве,
раскрашивать в пределах контура
рисунка. Следить за позой ребенка,
положением бумаги и карандаша.
«Хоровое чтение»
Совершенствовать навыки чтения вслух,
развивать умение взаимодействовать в
коллективе.
Работа
со Развивать речевой аппарат ребенка.
скороговорками.
Усовершенствовать речь, сделать ее
Регулируем нажим на выразительной, четкой и понятной.
карандаш.
(Дождик Продолжать учить правильно держать
тише, дождик громче.) карандаш, придавать телу правильное
положение,
формировать
пространственную
ориентацию
на
листке бумаги (справа, слева, в центре, в
верху, внизу) Учить проводить линии
сверху вниз регулируя нажим на
карандаш.
Кинезеолгическое
Активизировать
межполушарное
упражнение «Змейка» воздействие, развивать синхронную
Рисуем вертикальные работу обоих полушариев. Учить детей
линии. (Строим забор) «строить» забор из палочек слева
направо, беря по одной палочке правой
рукой, выкладывать их на полоску на
расстоянии друг от друга, рисовать забор
также
слева
направо,
проводя
вертикально линии сверху вниз, от
верхней полоски к низшей, не заходя за
них
Чтение с элементами Развивать ассоциативное мышление.,
мнемотехники.
память и внимание. Учить обводить
Рисование по точкам рисунок по точкам, не отрывая карандаш
(Чудная картина)
от бумаги, раскрашивать рисунок
аккуратно, соотносить направление
штрихов
с
формой
рисунка.
Формировать
зрительномоторную
координацию.
9
Работа с таблицами
Шульте.
Регулируем
нажим на карандаш
(Разукрашиваем забор)
10
«Игры деда Буквоеда»
11
«Хоровое
чтение»
Дорисовывание
(Путешествие
божий
коровки)
12
Кинезеолгическое
упражнение «Капитан»
13
Работа
со
скороговорками.
Горизонтальные линии
(Учимся
рисовать
дорожку)
14
Хоровое
чтение»
Горизонтальные линии
(Дорожки
для
автомобилей)
15
«Игры деда Буквоеда»
Пунктирные
линии
(Чудесный платочек)
Определение объема динамического
внимания. Развитие периферийного
зрения. Учить проводить вертикальные
линии сверху вниз, меняя нажим на
карандаш (слабо, сильнее, сильно),
рисовать в ограниченном пространстве.
Развивать моторные движения и
действия правой и левой руки.
Развивать воображение, фантазию и
творческие способности.
Совершенствовать навыки чтения вслух,
развивать умение взаимодействовать в
коллективе.
Закрепить
понятие
пространственных ориентации: с право
на лево, правый верхний и левый нижний
углы, сверху вниз, слева на право,
наклонные линии. Развивать умение
дорисовывать
и
располагать
изображение на всем листе бумаги,
раскрашивать аккуратно в пределах
контура рисунка.
Активизировать
межполушарное
воздействие, развивать синхронную
работу обоих полушариев.
Развивать речевой аппарат ребенка.
Усовершенствовать речь, сделать ее
выразительной, четкой и понятной.
Учить детей понимать словесные
установки
педагога,
выполнять
движение по показу, рисовать прямые
горизонтальные линии по середине,
слева на право не отрывая карандаш от
бумаги.
Продолжать
развивать
согласованное действие обеих рук.
Совершенствовать навыки чтения вслух,
развивать умение взаимодействовать в
коллективе.
Продолжать
учить
проводить горизонтальные линии слева
на право, не отрывая карандаш от
бумаги,
формировать
умение
пространственной
ориентации,
развивать мелкую моторику руки.
Развивать воображение, фантазию и
творческие способности. Познакомить с
пунктирной линией, учить правильно ее
16
Работа с
Шульте.
таблицами
Пунктирные
линии
(Украсим платочек)
17
Кинезеолгическое
упражнение «Колечко»
Вертикальные,
горизонтальные,
наклонные линии (
Расчески для куклы)
18
Чтение с элементами
мнемотехники.
Штриховка
горизонтальными
линиями
(Учимся
штриховать)
19
Читаем «Перевертыши»
Штриховка
вертикальными
линиями
(Учимся
штриховать)
20
«Игры со словами»
Штриховка
наклонными линиями
(Учимся штриховать )
21
Работа
со
скороговорками.
Рисование по точкам
рисовать. Продолжать формировать
умение правильно держать карандаш.
Следить за позой ребенка, положением
бумаги на столе.
Определение объема динамического
внимания. Развитие периферийного
зрения.
Продолжать
формировать
умение правильно рисовать пунктирную
линию, используя ее для украшения
платочка, регулировать нажим на
карандаш (слабо, сильнее, сильно),
развивать моторные умения и гибкость
рук
Активизировать
межполушарное
воздействие, развивать синхронную
работу обоих полушариев. Развивать
зрительно-моторную
координацию,
чувство пространства, умение соблюдать
на листе бумаги направление линий
(вертикальные,
горизонтальные,
наклонные) рисуя по образцу
Развивать ассоциативное мышление.,
память и внимание. Познакомить детей с
правилами штриховки: проводить линии
только в заданном направление, не
выходя за контуры фигуры (квадрата,
прямоугольника).
Соблюдать
параллельность линий. Продолжать
активизировать моторику рук при
помощи пальчиковой гимнастики
Развивать интеллектуальную гибкость.
Учить детей рисовать вертикальные
штрихи, увеличивая и уменьшая высоту
линии,
постепенно
заштриховывая
треугольник. Продолжать развивать
мышцы пальцев и кистей рук
Отрабатывать навыки чтения. Учить
рисовать наклонные линии, постепенно
заштриховывая ими геометрическую
фигуру. Развивать зрительно-моторную
координацию,
умение
соблюдать
направление линии
Развивать речевой аппарат ребенка.
Усовершенствовать речь, сделать ее
выразительной, четкой и понятной.
22
23
24
25
26
27
(Учимся рисовать по Учить детей обводить рисунок по
точкам)
точкам, не отрывая карандаш от бумаги,
развивать пространственное видение,
заштриховывать рисунок аккуратно в
пределах контура рисунка.
«Игры со словами» Отрабатывать навыки чтения. Учить
Волнистая
линия рисовать волнистую линию, слева на
(Волны большие, волны право. Закрепить умение регулировать
маленькие)
нажим на карандаш, продолжать
формировать
зрительномоторную
координацию.
Кинезеолгическое
Активизировать
межполушарное
упражнение
воздействие, развивать синхронную
«Кулакребро-ладонь»
работу обоих полушариев. Закрепить
Волнистая
умение рисовать волнистые линии,
линия(Волны большие, закрашивать рисунок в пределах контура
волны маленькие)
(Волны большие, волны маленькие)
Работа с таблицами Определение объема динамического
Шульте.
Линии
в внимания. Развитие периферийного
различных
зрения.
Развивать
воображение
направлениях (Елочка - зрительномоторнуюкоординацию,
зеленая иголочка)
чувство пространства, умение соблюдать
направление линии
«Игры деда Буквоеда» Развивать воображение, фантазию и
Линии
разных творческие способности. Развивать
направлений
(Мороз воображение,
зрительно-моторную
рисует узоры на стекле) координацию, чувство пространства,
умение соблюдать на листе бумаги
направление линий.
«Хоровое
чтение» Совершенствовать навыки чтения вслух,
Линии разных видов: развивать умение взаимодействовать в
горизонтальные,
коллективе. Закрепить умение проводить
вертикальные,
линии разных видов: вертикальные,
волнистые, пунктирные горизонтальные,
волнистые,
(Украсим рукавички)
пунктирные.
Развивать
зрительномоторную координацию
Чтение с элементами Развивать ассоциативное мышление.,
мнемотехники. Спираль память
и
внимание.
Учить
(Волшебный клубочек) «разматывать» и «сматывать» клубочки
по точкам в направление стрелок,
формировать
восприятия
форм
предмета,
зрительнодвигательную
координацию.
Закрепить
понятие
правый, левый, верхний угол, нижний
угол, верх, низ.
28
29
30
31
32
33
34
Читаем «Перевертыши» Развивать интеллектуальную гибкость.
Спираль (Волшебный Продолжать
формировать
умение
клубочек)
самостоятельно рисовать клубочки на
свободном пространстве листа.
Работа
со Развивать речевой аппарат ребенка.
скороговорками.
Усовершенствовать речь, сделать ее
Штриховка (Заштрихуй выразительной, четкой и понятной.
рисунок)
Продолжать
формировать
умение
штриховать
только
в
заданном
направление, не выходить за контуры
фигуры, соблюдать параллельность
линей, не сближать штрихи.
«Хоровое
чтение» Совершенствовать навыки чтения вслух,
Рисование полукругов развивать умение взаимодействовать в
(Цветы на лугу)
коллективе. Учить детей на листочках в
клетку рисовать узор из полукругов по
образцу, а затем его раскрашивать, не
заходя за контур. Формировать умение
анализировать
и
воспроизводить
образец.
Кинезеолгическое
Кинезеолгическое упражнение «Ухонос»
упражнение «Ухонос» Рисование круглой формы (Угощение
Рисование
круглой для
друзей)
Активизировать
формы (Угощение для межполушарное воздействие, развивать
друзей)
синхронную работу обоих полушариев.
Учить рисовать предметы круглой
формы, формировать умение различать
форму, величину предмета
«Игры деда Буквоеда» Развивать воображение, фантазию и
Рисование
круглой творческие способности. Продолжать
формы (Угощение на учить рисовать предметы круглой формы
тарелочках)
(тарелочки).
Самостоятельно
дорисовывать
«тарелочки»
вокруг
угощения
Работа с таблицами Определение объема динамического
Шульте.
Рисование внимания. Развитие периферийного
круглой формы (Рисуем зрения. Закрепить умение рисовать
веселого снеговика)
предметы круглой формы, продолжать
формировать
зрительно-моторную
координацию, умение ориентироваться в
пространстве листа.
Чтение с элементами Развивать ассоциативное мышление.,
мнемотехники. Линии память и внимание. Закрепить умение
разных видов (Украсим проводить
линии
разных
видов
шапочки)
(вертикальные,
горизонтальные,
35
Чтение с элементами
мнемотехники.
Раскрашивание (Села
птичка на окошко)
36
«Игры деда Буквоеда»
Волнистая
линия
(Кораблик качается на
волнах)
37
Кинезеолгическое
упражнение
«Кулакребро-ладонь»
Графические
узоры
(Узоры на коврике)
38
Работа с таблицами
Шульте.
Штрихуем
разными способами
39
«Хоровое
чтение»
Учимся писать цифры
(цифра 1)
40
Работа
со
скороговорками.
Учимся писать цифры
(Цифра 2)
волнистые, пунктирные). Развивать
зрительно-моторную координацию
Развивать ассоциативное мышление.,
память и внимание. Продолжать
формировать умение обводить рисунки
точно по линиям. Правильно держать
карандаш, раскрашивать в пределах
контура.
Развивать воображение, фантазию и
творческие способности. Закрепить
умение рисовать волнистую линию.
Раскрашивать в пределах контура.
Умение ориентироваться в пространстве
Активизировать
межполушарное
воздействие, развивать синхронную
работу обоих полушариев. Продолжать
формировать умение ориентироваться на
листе бумаги, самостоятельно рисовать
графические узоры по образцу. Развивать
зрительно-моторную координацию.
Определение объема динамического
внимания. Развитие периферийного
зрения.
Продолжать
формировать
умение детей заштриховывать фигуры
разными способами: горизонтальными,
вертикальными,
наклонными,
волнистыми линиями, не выходя за
контуры
рисунка,
соблюдать
параллельность линий и расстояние
между ними.
Совершенствовать навыки чтения вслух,
развивать умение взаимодействовать в
коллективе.
Познакомит
детей
с
тетрадью в клетку. Учить писать цифру
1. Согласовывать свои действия с
инструкциями
педагога,
закрепить
понятия пространственных ориентации:
слева на право,сверху вниз, верхний
левый угол.
Развивать речевой аппарат ребенка.
Усовершенствовать речь, сделать ее
выразительной, четкой и понятной.
Учить писать цифру 2. Согласовывать
свои действия с инструкциями педагога,
закрепить понятия пространственных
41
«Хоровое
чтение»
Учимся писать цифры
(Цифра 3)
42
Читаем «Перевертыши»
Учимся писать цифры
(Цифра 4)
43
Работа
со
скороговорками.
Учимся писать цифры
(Цифра 5)
44
Кинезеолгическое
упражнение «Змейка»
Учимся писать цифры
(Цифра 6)
45
Работа с таблицами
Шульте. Учимся писать
цифры (Цифра 7)
ориентации: слева на право, сверху вниз,
верхний левый угол. Развивать слуховое
восприятие, следить за правильным
хватом карандаша.
Совершенствовать навыки чтения вслух,
развивать умение взаимодействовать в
коллективе. Учить писать цифру 3.
Согласовывать
свои
действия
с
инструкциями
педагога,
закрепить
понятия пространственных ориентации:
слева на право, сверху вниз, верхний
левый
угол.
Развивать
слуховое
восприятие, следить за правильным
хватом карандаша.
Развивать интеллектуальную гибкость.
Учить писать цифру 4. Согласовывать
свои действия с инструкциями педагога,
закрепить понятия пространственных
ориентации: слева на право, сверху вниз,
верхний
левый
угол.
Развивать
внимание, сосредоточенность, следить за
правильным положением тела.
Развивать речевой аппарат ребенка.
Усовершенствовать речь, сделать ее
выразительной, четкой и понятной.
Учить писать 5. Согласовывать свои
действия с инструкциями педагога,
закрепить понятия пространственных
ориентации..
Развивать
внимание,
сосредоточенность,
следить
за
правильным положением тела
Активизировать
межполушарное
воздействие, развивать синхронную
работу обоих полушариев. Учить писать
6. Согласовывать свои действия с
инструкциями
педагога,
закрепить
понятия пространственных ориентации.
Развивать внимание, сосредоточенность,
следить за правильным положением тела
Определение объема динамического
внимания. Развитие периферийного
зрения. Учить писать 7. Согласовывать
свои действия с инструкциями педагога,
закрепить понятия пространственных
ориентации.
Развивать
внимание,
46
«Игры деда Буквоеда»
Учимся писать цифры
(Цифра 8)
47
Чтение с элементами
мнемотехники. Учимся
писать цифры (Цифра 9)
48
Читаем «Перевертыши»
Учимся писать цифры
(Цифра 10)
49
Читаем «Перевертыши»
Тренировка
50
Работа
скороговорками.
Тренировка
51
«Хоровое
Тренировка
со
чтение»
сосредоточенность,
следить
за
правильным
положением
тела.
Совершенствовать
двигательные
функции руки
Развивать воображение, фантазию и
творческие способности. Учить писать 8.
Согласовывать
свои
действия
с
инструкциями
педагога,
закрепить
понятия пространственных ориентации.
Развивать внимание, сосредоточенность,
следить за правильным положением
тела, карандаша. Совершенствовать
графо моторные навыки.
Развивать ассоциативное мышление.,
память и внимание. Учить писать 9.
Согласовывать
свои
действия
с
инструкциями
педагога,
закрепить
понятия пространственных ориентации.
Развивать внимание, сосредоточенность,
следить за правильным положением
тела, карандаша. Совершенствовать
графомоторные навыки.
Развивать интеллектуальную гибкость.
Учить писать 10. Согласовывать свои
действия с инструкциями педагога,
закрепить понятия пространственных
ориентации.
Развивать
внимание,
сосредоточенность,
следить
за
правильным
положением
тела,
карандаша.
Совершенствовать
графомоторные навыки
Развивать интеллектуальную гибкость.
Тренируем руку по прописям по
возрасту.
Развивать речевой аппарат ребенка.
Усовершенствовать речь, сделать ее
выразительной, четкой и понятной.
Тренируем руку по прописям по
возрасту.
Совершенствовать навыки чтения вслух,
развивать умение взаимодействовать в
коллективе.
Тренируем
руку
по
прописям по возрасту.
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
«Игры деда Буквоеда» Развивать воображение, фантазию и
Тренировка
творческие способности. Тренируем
руку по прописям по возрасту.
Кинезеолгическое
Активизировать
межполушарное
упражнение «Капитан» воздействие, развивать синхронную
Тренировка
работу обоих полушариев. Тренируем
руку по прописям по возрасту.
Чтение с элементами Развивать ассоциативное мышление.,
мнемотехники.
память и внимание. Тренируем руку по
Тренировка
прописям по возрасту.
Работа с таблицами Определение объема динамического
Шульте. Тренировка
внимания. Развитие периферийного
зрения. Тренируем руку по прописям по
возрасту.
Читаем «Перевертыши» Развивать интеллектуальную гибкость.
Тренировка
Тренируем руку по прописям по возрасту
Чтение с элементами Чтение с элементами мнемотехники.
мнемотехники.
Тренировка Развивать ассоциативное
Тренировка
мышление.,
память
и
внимание.
Тренируем руку по прописям по
возрасту.
«Игры деда Буквоеда» Развивать воображение, фантазию и
Тренировка
творческие способности. Тренируем
руку по прописям по возрасту.
«Хоровое
чтение» Совершенствовать навыки чтения вслух,
Тренировка
развивать умение взаимодействовать в
коллективе.
Тренируем
руку
по
прописям по возрасту
Кинезеолгическое
Активизировать
межполушарное
упражнение «Колечко» воздействие, развивать синхронную
Тренировка
работу обоих полушариев. Тренируем
руку по прописям по возрасту
Читаем «Перевертыши» Развивать интеллектуальную гибкость.
Тренировка
Тренируем руку по прописям по
возрасту.
Работа
со Развивать речевой аппарат ребенка.
скороговорками.
Усовершенствовать речь, сделать ее
Тренировка
выразительной, четкой и понятной.
Тренируем руку по прописям по
возрасту.
«Хоровое
чтение» Совершенствовать навыки чтения вслух,
Тренировка
развивать умение взаимодействовать в
коллективе.
Тренируем
руку
по
прописям по возрасту.
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
«Игры деда Буквоеда» Развивать воображение, фантазию и
Тренировка
творческие способности. Тренируем
руку по прописям по возрасту.
Кинезеолгическое
Активизировать
межполушарное
упражнение «Капитан» воздействие, развивать синхронную
Тренировка
работу обоих полушариев. Тренируем
руку по прописям по возрасту.
Чтение с элементами Развивать ассоциативное мышление.,
мнемотехники.
память и внимание. Тренируем руку по
Тренировка
прописям по возрасту.
Работа с таблицами Определение объема динамического
Шульте. Тренировка
внимания. Развитие периферийного
зрения. Тренируем руку по прописям по
возрасту.
Читаем «Перевертыши» Развивать интеллектуальную гибкость.
Тренировка
Тренируем руку по прописям по возрасту
Чтение с элементами Чтение с элементами мнемотехники.
мнемотехники.
Тренировка Развивать ассоциативное
Тренировка
мышление.,
память
и
внимание.
Тренируем руку по прописям по
возрасту.
«Игры деда Буквоеда» Развивать воображение, фантазию и
Тренировка
творческие способности. Тренируем
руку по прописям по возрасту.
«Хоровое
чтение» Совершенствовать навыки чтения вслух,
Тренировка
развивать умение взаимодействовать в
коллективе.
Тренируем
руку
по
прописям по возрасту
Кинезеолгическое
Активизировать
межполушарное
упражнение «Колечко» воздействие, развивать синхронную
Тренировка
работу обоих полушариев. Тренируем
руку по прописям по возрасту
Чтение с элементами Развивать ассоциативное мышление.,
мнемотехники. Линии память и внимание. Закрепить умение
разных видов (Украсим проводить
линии
разных
видов
шапочки)
(вертикальные,
горизонтальные,
волнистые, пунктирные). Развивать
зрительно-моторную координацию
Чтение с элементами Развивать ассоциативное мышление.,
мнемотехники.
память и внимание. Продолжать
Раскрашивание (Села формировать умение обводить рисунки
птичка на окошко)
точно по линиям. Правильно держать
карандаш, раскрашивать в пределах
контура.
75
«Игры деда Буквоеда»
Волнистая
линия
(Кораблик качается на
волнах)
76
Кинезеолгическое
упражнение
«Кулакребро-ладонь»
Графические
узоры
(Узоры на коврике)
77
Работа с таблицами
Шульте.
Штрихуем
разными способами
78
Работа с таблицами
Шульте. Тренировка
79
Читаем «Перевертыши»
Тренировка
Чтение с элементами
мнемотехники.
Тренировка
80
81
«Игры деда Буквоеда»
Тренировка
82
«Хоровое
Тренировка
83
Работа с таблицами
Шульте. Тренировка
чтение»
Развивать воображение, фантазию и
творческие способности. Закрепить
умение рисовать волнистую линию.
Раскрашивать в пределах контура.
Умение ориентироваться в пространстве
Активизировать
межполушарное
воздействие, развивать синхронную
работу обоих полушариев. Продолжать
формировать умение ориентироваться на
листе бумаги, самостоятельно рисовать
графические узоры по образцу. Развивать
зрительно-моторную координацию.
Определение объема динамического
внимания. Развитие периферийного
зрения.
Продолжать
формировать
умение детей заштриховывать фигуры
разными способами: горизонтальными,
вертикальными,
наклонными,
волнистыми линиями, не выходя за
контуры
рисунка,
соблюдать
параллельность линий и расстояние
между ними.
Определение объема динамического
внимания. Развитие периферийного
зрения. Тренируем руку по прописям по
возрасту.
Развивать интеллектуальную гибкость.
Тренируем руку по прописям по возрасту
Чтение с элементами мнемотехники.
Тренировка Развивать ассоциативное
мышление.,
память
и
внимание.
Тренируем руку по прописям по
возрасту.
Развивать воображение, фантазию и
творческие способности. Тренируем
руку по прописям по возрасту.
Совершенствовать навыки чтения вслух,
развивать умение взаимодействовать в
коллективе.
Тренируем
руку
по
прописям по возрасту
Определение объема динамического
внимания. Развитие периферийного
зрения. Тренируем руку по прописям по
возрасту.
84
Итоговое
занятие Создать положительный эмоциональный
«Занимательный
настрой. Подвести итоги. Тренируем
экзамен для дошколят» руку по прописям по возрасту.
Тренировка
3.4. Программно – методический комплекс
1. 200 текстов для обучения скорочтению / под ред. Г.Ф. Абдулова. –
Москва: АСТ, 2019. – 238 с. – Текст: непосредственный.
2. Абдулова, Г.Ф. Большая книга по скорочтению и развитию интеллекта
/ Г.Ф. Абдулова. – Москва: АСТ, 2020. – 157 с. – Текст:
непосредственный.
3. Абдулова, Г.Ф. Скорочтение: упражнения по развитию навыка. Рабочая
тетрадь-тренажёр / Г. Абдулова.-М.: Издательство АСТ, 2020
4. Абдулова Г. Скорочтение для детей. Как читать быстрее, запоминать и
понимать больше / Гюзель Абдулова; худ. С. Бордюг и Н. Трепенок и
др. — М.: Издательство АСТ, 2017. — 112 с.
5. Безруких, М.М. Как подготовить ребенка к школе: методическое
пособие для учителей нач. кл., воспитателей дошк. учреждений,
родителей / М.М. Безруких, С.П. Ефимова. – Тула: Арктоус, 1997. – 97
с.
6. Белобрыкина, О.А. Речь и общение: пособие для родителей и
педагогов / О.А. Белобрыкина. – Ярославль: Акад. развития, 2011. – 240
с. – Текст: непосредственный.
7. Воскобович В.В. Игровое пособие по обучению чтению.
8. Жукова, Н.С. Уроки для дошколят. Учимся читать без ошибок / Н.С.
Жукова. – М.: 2011. – Текст: непосредственный.
9. Узорова, О.В. 100 познавательных текстов для обучения детей чтению /
О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. – Москва: АСТ, 2019. – 95 с. – Текст:
непосредственный.
10.Чистякова, О.В. Обучение чтению / О.В. Чистякова. – СПб: Литера,
2019. – 64 с. – Текст: непосредственный.
11.Чистякова, О.В. Учимся читать / О.В. Чистякова. – СПб: Литера, 2019.
– 32 с. – Текст: непосредственный.
12.Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи: книга
для воспитателей детского сада / Г.С. Швайко. – М., 1983. – 64 с. –
Текст: непосредственный
Приложение 1
Диагностика учащихся
Пояснительная записка
С целью определения уровня усвоения образовательной программы, а также
для повышения эффективности и улучшения качества учебно-воспитательного
процесса проводится аттестация учащихся в течение всего периода обучения.
Аттестация проходит в два этапа: входящая диагностика и итоговая аттестация.
Входящая диагностика
Цель: выявить уровень знаний детей на начальном этапе обучения.
Задачи:
- выявить уровень теоретических знаний;
- выявить уровень практических знаний на начальном этапе обучения.
Срок проведения: сентябрь.
Форма проведения: контрольное занятие.
Теоретическая часть:
1. Назови отличия гласных и согласных звуков.
2. Назови слово с заданным звуком.
3. Определи и назови первый звук в заданном слове.
Практическая часть:
1. Прочитай слоги, предложенные слова. Раздели слова на слоги.
2. Найди слова в предложенной таблице.
3. Раскрась гласные буквы красным цветом, согласные – синим.
Критерии оценки:
Высокий уровень развития – все задания учащийся выполняет
самостоятельно, без ошибок.
Средний уровень развития – учащийся выполняет два задания
самостоятельно, одно с помощью педагога, делает 1-2 ошибки.
Низкий уровень развития – ребёнок испытывает затруднения при
выполнении всех заданий, выполняет только с помощью педагога, при этом
делает больше 2 ошибок.
Приложение 2
Итоговая диагностика
Цель: выявить уровень
усвоения учащимися программного материала за весь период обучения, соотв
етствие прогнозируемым результатам образовательной программы.
Задачи:
•
определить
степень усвоения практических умений и навыков в соответствии с про
гнозируемыми результатами за весь год обучения;
•
выявить уровень усвоения теоретических знаний;
•
проанализировать полноту реализации программы.
Срок проведения: по итогам реализации программы.
Форма проведения: контрольное занятие.
Содержание
Теоретическая часть:
1.
Рассказать, что такое «звук», «слог», «слово»,
«предложение».
2.
Рассказать, чем отличаются звуки гласные и согласные,
твердые – мягкие, глухие – звонкие.
3.
Назвать свой любимый литературный жанр (басня, сказка,
рассказ, стихотворение, фольклор).
Практическая часть:
1.
Назвать слова, начинающиеся или заканчивающиеся на
заданный звук.
2.
Прочитать наизусть любое стихотворение.
3.
Прочитать текст на время.
Критерии оценки
Низкий уровень – учащийся
прочитал
менее
20
слов
за
минуту, не смог выполнить задание или выполнил только с помощью педагог
а.
Средний уровень – учащийся прочитал 20-30 слов за минуту,
выполнил задание
с незначительными ошибками, исправил их самостоятельно.
Высокий уровень – учащийся прочитал более 30 слов за минуту,
выполнил задание самостоятельно и без ошибок.
Приложение 3
Задания для практической части входящей диагностики
Фамилия, имя _________________________________________________
1.Назови буквы, которые ты знаешь:
А К У Е Э Т М П Б И Г З Ё Ю Я Ы О Н В
2.Прочти слоги и слова
БО ВУ ХА
НОС
РУКА
УС
ОН
СНЕГ
ИР
ЛУЖА
РИ
ДЫ ЭК
СЫНОК
МАШИНА
Р Л Д
Задания для практической части итоговой диагностики
Вариант 1
Была весна. Ярко светило солнышко. На лугу росли цветы. Над ними
летали четыре бабочки: красная бабочка, белая бабочка, желтая бабочка и
черная бабочка.
Вдруг прилетела большая черная птица. Увидела она бабочек и захотела
их съесть. Испугались бабочки и сели на цветы. Белая бабочка села на
ромашку. Красная бабочка – на мак. Желтая – на одуванчик, а черная села на
сучок дерева. Летала птица, летала, но не увидела бабочек.
Слов 66, за минуту_______
Отметь слова, в которых есть буква «А»
ВОДА
ЛЕТО
ПЧЕЛА
КИНО
ОКНО
ОВЦА
СОДА
КИВИ
ОСА
ПОЯС
ИЗЮМ
КОРА
ПОЛ
ИЗБА
АЛЬТВИНА
МУХА
ИГРА
Вариант 2
Н. Сладков «Как медведь сам себя напугал»
Вошёл медведь в лес. Хрустнула под его тяжёлой лапой сухая веточка.
Испугалась белка на ветке, выронила из лапок шишку. Упала шишка, угодила
зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сорок, из-под
кустов выпрыгнул. Те крик подняли на весь лес. Услышали лоси. Пошли лоси
по лесу кусты ломать. Тут остановился медведь, насторожил уши: белка
лопочет, сороки стрекочут, лоси кусты ломают. Не уйти ли лучше? — подумал
медведь. Рявкнул и дал стрекача.
Так медведь сам себя напугал.
Слов 86, за минуту______
Отметь слова, в которых есть буква «И»
ВОДА
ЛЕТО
ПЧЕЛА
КИНО
ОКНО
ОВЦА
СОДА
КИВИ
ОСА
ПОЯС
ИЗЮМ
КОРА
ПОЛ
ИЗБА
АЛЬТВИНА
МУХА
ИГРА